Поиск

1 скриншот

Зарегистрируйтесь или войдите для скачивания файла

Описание файла

Бесплатно для зарегистрированных пользователей, членов Клуба и ВИП-членов.

Ресурсный подход при решении творческих задач в ТРИЗ

При решении творческих задач различных классов целесообразно использовать ресурсы – то, что уже есть в системе и её ближайшем окружении, поскольку введение в неё любого инородного элемента может привести к ответной реакции совершенствуемой системы – см.: Принцип Ле Шателье (http://vikent.ru/enc/224/).

Как минимум, целесообразно начинать анализ системы с имеющихся Ресурсов. И только если их не обнаружено, приходится вводить в систему новые и инородные элементы, понимая, что это может породить дополнительные задачи…

Пример: ресурсного решения. «Оркестр смолк. На арене цирка - смертельный трюк: голова укротителя в пасти льва. Почему лев не смыкает челюсти? Почти все опрошенные нами школьники, студенты и инженеры ответили так:

  • лев сыт и воспитан; 
  • лев сонный из-за действия лекарств или радиоуправляем (!); 
  • дрессировщик незаметно вставляет в пасть распорку; 
  • на шею дрессировщика надет бронированный ошейник, выкрашенный под цвет кожи...

А изобретательный артист просто навернул губы льва на его же зубы - теперь хищник не сомкнёт челюстей, не прокусив собственных губ! Да, мастерство изобретателя - не только во владении чудесами современной техники, но и в умении распорядиться тем, что уже дано по условиям задачи - ресурсами. Признаемся: нам давали ещё один ответ - самый частый - «не знаю». Поэтому запомним правило: при решении творческой задачи преобразуй ресурсы и вводи минимум новых деталей (вспомним ненужные радиоуправление, распорку и ошейник). Заметим, что жрецы этот трюк показывали ещё в древнем Египте...

Можно ли нарушить правило и не использовать ресурсы? Например, поступать так, «как хочется»? Попробуйте, скажем, научить воронёнка вращать на своем клюве мяч, а морского льва листать страницы книги... Не выйдет. Поэтому, в Театре зверей, руководимом Натальей Дуровой, стремятся лишь преобразовать, а не изменять естественные движения животных. Раз воронёнок способен склевывать зерна, то положим их между страницами книги, он будет искать их, а у зрителей сложится иллюзия «чтения». А какой морской лев жонглер мячом, знают все.

Итак, будем называть то, что нам уже дано по условию задачи, Ресурсами. В приведённых примерах это были: губы льва, способности воронёнка и морского льва. В технических задачах встречаются Ресурсы полей (энергии), веществ и геометрической формы, времени и пространства».

Фрагмент взят: Викентьев И.Л., Кайков И.К., Лестница идей. Основы ТРИЗ в примерах и задачах, Новосибирск, 1992 г., с. 52-53.

ВНИМАНИЕ!
Статья изложена в PDF-файле, который доступен бесплатно для зарегистрированных пользователей, членов и ВИП-членов Клуба Знаний Мебельного Бизнеса. 
Если Вы ещё не зарегистрированы у нас на площадке, сделайте это сейчас здесь - займет всего 1 мин. 
Вам также станут бесплатно доступны более 2000 материалов по маркетингу, мерчандайзингу, управлению, продажам, должностные инструкции, фото, видео.

 


 Жалоба



Отзывы пользователей

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить отзыв

Вы должны зарегистрироваться, чтобы оставить отзыв

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

Нет отзывов для отображения.