Описание файла
Бесплатно для Членов Клуба, для VIP-членов Клуба.
История термина «Cозидательное разрушение / Creative destruction»
«Термин «созидательное разрушение» (вариант: «креативное разрушение», нем, Schopferische Zerstdrung, англ. Creative Destruction) обычно связывается с именем известного экономиста Йозефа Шумпетера. Действительно, это понятие основательно разбирается им в седьмой главе известной работы «Капитализм, социализм и демократия», впервые опубликованной в 1942 году.
Однако Шумпетер не является здесь первопроходцем, разрабатывая теорию «созидательного разрушения» он опирался на труды своих предшественников, среди которых, прежде всего, следует назвать Карла Маркса, Макса Вебера и Вернера Зомбарта. Именно в книге последнего «Война и капитализм» (1913) впервые употребляется (пусть и не в точном виде) выражение «Schopferische Zerstorung»: «Wiederum aber steigt aus der Zerstorung neuer schopferischer Geist еmроr...» (Снова вместе с разрушением возрастает созидательный дух).
Одно из первых упоминаний о позитивной роли разрушения обнаруживается в «Манифесте коммунистической партии» — отмечая положительную историческую роль буржуазии, Маркс пишет: «Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений. Напротив, первым условием существования всех прежних промышленных классов было сохранение старого способа производства в неизменном виде.
Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от всех других. Все застывшие, покрывшиеся ржавчиной отношения, вместе с сопутствующими им, веками освященными представлениями и воззрениями, разрушаются, все возникающие вновь оказываются устарелыми, прежде чем успевают окостенеть».
В данном контексте Маркс следует в русле диалектики Гегеля, писавшего про единство и борьбу противоположностей (например, «Диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность».
Впрочем, вполне возможно и другое влияние — со стороны Михаила Бакунина. Известно, что «Манифест» Маркса был впервые опубликован 21 февраля 1848 года; годом ранее в Париже состоялось личное знакомство Маркса и Бакунина. Последний же в 1842 году опубликовал статью «Реакция в Германии», заканчивающуюся знаменитой фразой: «Доверимся вечному духу, он разрушает и уничтожает, потому что он неизмеримый источник и вечный творец жизни. Желание разрушения есть в то же время желание созидательное».
ВНИМАНИЕ!
Полностью статья изложена в PDF-файле, который доступен бесплатно для членов и ВИП-членов Клуба Знаний Мебельного Бизнеса.
Если Вы ещё не зарегистрированы у нас на площадке, сделайте это сейчас здесь - займет всего 1 мин.
Вам также станут бесплатно доступны более 2000 материалов по маркетингу, мерчандайзингу, управлению, продажам, должностные инструкции, фото, видео.
Жалоба