Описание файла
Бесплатно для Членов Клуба, для VIP-членов Клуба.
Основы поведенческой и экспериментальной экономики: теории Герберта Саймона, Канемана и Тверски, Вернона Смита
Автор: Автономов В. С.
Теория ограниченной рациональности Г. Саймона.
Отправной точкой для Саймона послужила необходимость пересмотреть нереалистическую предпосылку полной информации, входившую в неоклассическую модель человека (или — если информация является неполной, как в теории ожидаемой полезности, — предпосылку знания полного набора возможных исходов с их вероятностями). Процесс принятия решений в модели Саймона можно описать двумя главными понятиями — поиска и принятия удовлетворительного варианта (satisficing).
Саймон исходит из того, что перед человеком, принимающим решения, нет готовых альтернатив, их нужно искать самому. Но в отличие от теории поиска в теории ограниченной рациональности не предполагается, что в процессе поиска вариантов можно максимизировать полезность. Для этого нет необходимой информации: субъект не может заранее знать исходов каждого варианта, во-первых, из-за неопределенности, несводимой к риску, во-вторых, из-за своих ограниченных счетных способностей и, в-третьих, из-за того, что у него, вопреки неоклассической теории, нет всеобщей и последовательной функции полезности, которая позволила бы сравнить разнородные альтернативы. Из тех же самых соображений он не может выбрать оптимальный вариант из уже полученного набора альтернатив.
Таким образом; в отличие от неоклассического подхода, в котором из неполноты информации не вытекает никаких ограничений на способности экономического человека к рациональному расчету, теория Саймона выводит из ограниченности информации ограниченность рациональности. Согласно Саймону, хозяйственный субъект выходит из положения следующим образом: поиск вариантов ведется до тех пор, пока не будет найден первый приемлемый (удовлетворительный) вариант, а затем прекращается. Приемлемость или неприемлемость варианта Саймон определяет с помощью заимствованной из психологической науки категории«уровень притязаний»(aspirations level), разработанной Куртом Левином. Концепция уровня притязаний предполагает, что в каждый момент у человека есть некоторое представление о том, на что он может (имеет право) рассчитывать. Уровень притязаний — это как бы висящая перед человеком планка, которую он собирается перепрыгнуть. Планка установлена не слишком низко — то, что чересчур просто, не приносит удовлетворения, и не слишком высоко — человек склонен ставить перед собой только разрешимые задачи. Уровень притязаний не является застывшим, планка все время сдвигается в зависимости от результатов последнего прыжка. Если он был успешным, уровень притязаний поднимается вверх — человек ставит себе более высокую цель. В случае неудачи и следующей за ней фрустрации уровень притязаний опускается, поскольку человек начинает более критично относиться к своим способностям. Вариант считается удовлетворительным, если он позволяет человеку преодолеть, планку — уровень притязаний.
ВНИМАНИЕ!
Полностью статья изложена в PDF-файле, который доступен бесплатно для членов и ВИП-членов Клуба Знаний Мебельного Бизнеса.
Если Вы ещё не зарегистрированы у нас на площадке, сделайте это сейчас здесь - займет всего 1 мин.
Вам также станут бесплатно доступны более 2000 материалов по маркетингу, мерчандайзингу, управлению, продажам, должностные инструкции, фото, видео.
Жалоба