Описание файла
Бесплатно для Членов Клуба, для VIP-членов Клуба.
Познавательно-психологические барьеры по Б.М. Кедрову
В начале 60-х годов ХХ века Б.М. Кедров, на основе детального изучения процесса открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и открытий ряда других ученых, ввёл понятие - «познавательно-психологический барьер» (сокращённо – ППБ). «… препятствие, которое носит одновременно и психологический и логический (познавательный) характер, мы и называем познавательно-психологическим барьером. Такой барьер необходим для развития научной мысли и выступает в качестве её формы, удерживая её достаточно долгое время на достигнутой ступени (в данном случае на ступени особенности) с тем, чтобы она (научная мысль) могла полностью исчерпать эту ступень и тем самым подготовить переход на следующую, более высокую ступень всеобщности».
Фрагмент взят: Кедров Б.М., О творчестве в науке и технике, М., «Молодая гвардия», 1987 г., с. 17.
Пример: «Приведём ещё любопытный случай преодоления барьера в области техники. Н. Лесков рассказывает, что будто бы под Питером на дороге лежал громадный камень, мешавший движению. Необходимо было его удалить. Иностранные инженеры предложили два варианта: взорвать динамитом или увезти в сторону от дороги с помощью огромной тяговой силы. Но нашёлся русский мужик, который предложил простое, легко осуществимое средство: выкопать рядом с камнем глубокую яму и свалить в неё его, а землю разбросать. Барьером здесь служила вера в могущество техники, заслонявшая собой простое решение вопроса - без динамита и без тяговой силы».
Фрагмент взят: Кедров Б.М., О творчестве в науке и технике, М., «Молодая гвардия», 1987 г., с. 153.
Я считаю, что Б.М. Кедров сделал методическую ошибку, подменяя изучение долговременного процесса решения сложных научных задач, экспериментами с простейшими задачками и с требованием быстрого ответа:
«Разберём наиболее яркий и убедительный случай подобного рода барьера. Показывают две руки и задается вопрос: «Сколько пальцев?» Ответ: «Десять». Новый вопрос. «А на десяти руках?» Неизменный ответ: «Сто!» Откуда взялась эта ошибка? Я проводил такой эксперимент с учениками математических школ, на физическом коллоквиуме в Институте ядерных исследований в Дубне, в самых различных учреждениях и неизменно получал ответ: «Сто». Один член-корреспондент академии, специалист по целым числам, со мной поспорил, что элементарной арифметической ошибки он не сделает, - и всё же тоже сказал: «Сто». Иногда меня упрекали, будто я занимаюсь массовым гипнозом. Однако никакого гипноза здесь нет: здесь действует барьер привычки вычислять, в результате чего в сознании человека абстрактное число заслоняет конкретный образ предмета. За всё время из многих сотен случаев только три раза я услышал правильный ответ: «Пятьдесят». Это были три женщины - студентка, аспирантка и хозяина гостиницы в ФРГ, которые отличались неторопливостью, обдуманностью своих ответов. Разберём, в чем тут дело, то есть, как работает рассматриваемый нами барьер.
ВНИМАНИЕ!
Полностью статья изложена в PDF-файле, который доступен бесплатно для членов и ВИП-членов Клуба Знаний Мебельного Бизнеса.
Если Вы ещё не зарегистрированы у нас на площадке, сделайте это сейчас здесь - займет всего 1 мин.
Вам также станут бесплатно доступны более 2000 материалов по маркетингу, мерчандайзингу, управлению, продажам, должностные инструкции, фото, видео.
Жалоба