Как развитие цифровых технологий повлияет на российский ритейл уже в ближайшие годы – этой теме посвящено исследование Nielsen «Технологические тренды в маркетинге и в жизни потребителей». Низкая стоимость мобильной связи и доступа в интернет во многом способствовала распространению цифровых услуг в России: почти 2/3 россиян используют смартфоны, а уровень проникновения интернета в нашей стране составляет около 70% – это один из самых высоких показателей в мире. Наши сограждане охотно пользуются услугой онлайн-банкинга (81%) и бесконтактными платежами – здесь мы занимаем одну из лидирующих позиций в Европе.
Две трети россиян (67%) совершают покупки в интернете, треть регулярно заказывает еду онлайн – цифровые услуги стали неотъемлемой частью жизни наших граждан, и их недоступность, будь она даже временной, вызывает серьезный дискомфорт.
Чем же цифровые технологии наиболее ценны для сегодняшнего потребителя, или, иными словами, что бы он хотел получить от них в первую очередь?
Большинство респондентов (89%) хотят иметь прямой доступ к персонализированным скидкам и акциям. На втором месте (85%) – автоматический мониторинг состояния здоровья. Для 82% важна возможность с пользой проводить время в дороге на работу и с работы, а 68% хотят сократить время, затрачиваемое на шопинг.
Но готовы ли российские ритейлеры адекватно ответить на ожидания потребителей?
Четверть руководителей и директоров по маркетингу, принявших участие в опросе, сказали, что-либо уже используют, либо активно внедряют автоматизацию ручного труда, интернет вещей, искусственный интеллект, дополненную или виртуальную реальность и другие технологии. В целом цифровизация воспринимается как один из ключевых факторов роста: сегодня это мнение разделяют 55% респондентов, а в течение трех лет этот показатель возрастет до 85%, считают авторы исследования. Для каждой пятой компании цифровизация станет задачей номер один.
Какие преимущества, по мнению ритейлеров, способна дать им цифровизация?
Прежде всего компании рассчитывают повысить лояльность клиентов (73%), стать более гибкими (69%) и сократить расходы (65%). Инвестиции в цифровые технологии рассматриваются как кратко- или среднесрочные: 85% респондентов считают, что вложения окупятся менее чем за пять лет, а две трети (67%) полагают, что им хватит на это двух лет.
Что мешает внедрению цифровых технологий?
Прежде всего нехватка квалифицированного персонала (76%), низкая организационная готовность бизнес-структур и плохая настройка процессов внутри компании (61%), недостаток финансовых ресурсов (51%) и отсутствие нужной инфраструктуры (49%). Чтобы преодолеть названные барьеры, руководители компаний меняют корпоративную культуру и внедряют гибкие принципы управления (69%) и осуществляют оперативные изменения, направленные на повышение адаптивности компании к новой быстро меняющейся среде (63%). Фактически, 61% респондентов внедряют экосистемы управления данными, значение которых в ближайшие три года будет возрастать – так считают 84% опрошенных. Другие важные инструменты роста – это технологические решения, позволяющие ускорить обратную связь с потребителями и персонализировать товары и/или услуги (49% – сегодня и 73% – в течение ближайших трех лет), и внедрение автоматизации и искусственного интеллекта, технологий машинного и глубокого обучения (20% – сегодня и 41% – в течение ближайших трех лет).
Авторы исследования делают однозначный вывод: потребители открыты новым технологиям и готовы к инновациям, компании, со своей стороны, движутся в верном направлении. Однако цифровое будущее потребители и ритейлеры представляют себе по-разному. Для потребителей наибольший интерес представляют технологии 3D-печати, микрочипы, отслеживающие состояние здоровья, и доставка товаров дронами, компании же наиболее перспективными считают доставку по подписке, технологии дополненной и виртуальной реальности и умных помощников.
Причина различий понятна. Потребители ценят инновации, позволяющие сделать жизнь более комфортной, сэкономить время и деньги и вести здоровый образ жизни. Компании прагматичны по-своему, так как понимают те нормативно-правовые, технические и инвестиционные проблемы, которые связаны с внедрением новых технологий. Тем не менее, знание того, как потребители видят будущее, представляет интерес для маркетологов, поскольку помогает им сделать внедряемые ими технологические инновации понятыми и приемлемыми для потребителей.
По материалам www.nielsen.com
Рекомендуемые комментарии
Нет комментариев для отображения