Описание файла
Сегодня основным из возможных конкурентных преимуществ, по-прежнему остается низкая цена. Конечно, с позиции классической экономической науки стратегия сбыта, основанная на принципе «низкие цены поднимают продажи, а высокие – тормозят продвижение товаров», может считаться верной. Особенно для крупных предприятий, производящих мебель на поток, с их технической оснащённостью, высокой производительностью и более выгодными условиями закупок.
Тем не менее, на практике игры с ценами оказываются не столь простым и плодотворным мероприятием. Более того, нередко выигрыш в копейку может обернуться потерей в рубль. Чтобы понять от чего так происходит, в первую очередь необходимо рассматривать предприятие как систему: то есть не как простое объединение отдельных элементов, а как целостное и неделимое образование, обеспечивающее своим отдельным частям многовариантное взаимодействие друг с другом. А для начала определимся, какой смысл вкладывает в понятие «цена» каждая из сторон торговых отношений?
Две стороны одной монеты
Традиционный ответ бизнесмена обычно звучит так:
цена — это совокупные издержки фирмы на производство и продвижение единицы товара плюс «разумная» прибыль.
Однако, покупатель предполагает, что
цена – это денежный эквивалент ценности товара, той полезности, ради которой он его покупает: комфортный сон, удобное хранение, визуальная эстетика и проч.
Важен для покупателя и такой весомый показатель, как стоимость — та сумма денег, в которую товар обходится потребителю в течение всего срока эксплуатации: цена товара может быть невысокой, а стоимость — существенной. В условиях, когда значительная часть покупок мебели совершается на заёмные средства было бы нелепо оплачивать кредит дольше, нежели может прослужить приобретённое изделие.
«Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточиться не на покупателях, а на конкурентах. Вам нужно определить, что хотят покупатели и как им это дать».
ДжеффБезос, создатель интернет-империи Amazon, владелец «TheWashingtonPost», основатель первой частной космической компании и самый богатый человек в мире на сегодня.
Понятно, что каждая из сторон хочет и сэкономить. Однако эффективность, как продажи, так и покупки, определяется не затратами, а соотношением полученного результата к затратам. И для клиента результат–не скидка на товар.
Покупатель приобретает не цену, а набор ценностей, которым обладает мебель: её функциональность, полезные качества, дизайн и срок службы.
Причём многие из этих ценностей формируются ещё на стадии закупки материалов и комплектующих для производства мебели.
Меньше затратить или больше заработать?
Чему вы уделяете внимания больше: цене или ценности товара? Здесь важен именно баланс: вы считали, насколько соизмерима выгода от экономии за счёт использования более дешевых материалов и комплектующих с рисками потери ценных качеств товара, важных для покупателя?
Вот в тему отрывок из интервью с генеральным директором компании «Мария» Е.И. Кац, опубликованного журналом «Мебельщик» в 2015 году:
«У производителя – своя маржа, свой маркетинг, плюс свои расходы, в которых затраты на материалы и комплектующие для производства мебели – ДСП, МДФ, фурнитура, играют важную роль, но не всегда главную. В первую очередь это касается сегмента мебели на заказ, в котором работает большинство отечественных мебельщиков. Там зачастую в конечной цене продукта (в 100 процентах, которые платит клиент) доля производственной себестоимости составляет от 30 до 50 процентов максимум. И доля затрат на материалы и фурнитуру – именно в этих 30-50%. Исходя из этого посмотрим насколько выгодна экономия при выборе фурнитуры: разница в стоимости продукта таких компаний как Hettich и Blum в сравнении с дешёвой китайской – раза в три, но насколько скажется эта разница, если реальная доля фурнитуры в конечной цене – порядка 4-5 процентов.»
Эпизод первый: получается, что экономия на качестве фурнитуры – максимум 2%. Оно того стоит? Тем более, что для покупателя фурнитура именитых брендов – гарант качества. Уже не говоря о пользе для самих мебельщиков: такая фурнитура обладает высоким уровнем технологичности, позволяющей снижать производственные затраты.
Эпизод второй: доля кромочного материала в себестоимости мебели обычно значительно меньше, чем фурнитуры, а вот на внешнем виде готового изделия дешевый вариант скажется самым плачевным образом, ведь вид кромки для покупателя во многом – показатель качества изделия. Более того, с помощью кромки можно создать эффектный акцент на мебели, значительно повысив её эстетическую ценность с минимальными затратами. Так стоит ли упускать такие преимущества?
Эпизод третий: не декором единым определяется ценность ДСП. Одним из важнейших показателей, использующихся при оценке её качества, является плотность, влияющая на способность удерживать крепежные элементы. Несомненно, более плотная плита стоит дороже, а вот в какую сумму обойдётся отвалившийся при открывании комода фасад ящика или бедственный вид дверцы, держащейся на одной петле – стоит посчитать и сравнить. По окончании несложных арифметических действий (+ рекламации- репутация=убытки) не только покупателю, но и мебельщику станет очевидно, что «радость от дешевой цены, длится меньше, чем разочарование от плохого качества».
Эпизод четвёртый: рассмотрим другой важный показатель ДСП – уровень эмиссии формальдегида, и другую ценность для покупателя – безопасность для его здоровья. Разница в стоимости плиты класса эмиссии Е1 и Е0.5 может отличаться и на 10%, но с учётом её доли в себестоимости изделия, это удорожаниедля покупателя будет незначительно. Зато стоимость медицинских услуг на восстановление здоровья – совсем не копеечная, а потому для покупателя большую ценность представляет безопасность для его здоровья, нежели скидки на мебель, что необходимо учитывать при нахождении баланса «цена-ценность».
От эпизодов к сценарию
Аналогично можно просчитать участие в «оптимизации» таких материалов и комплектующих для производства мебели, как лак, клей, кухонные столешницы и пр., сопоставив их долю в материальных затратах с ролью в повышении ценности готового изделия. Для чего всего-то и нужны: желание, калькулятор, лист бумаги и ручка.
Проведённая диагностика поможет определить свои «координаты» в конкурентной среде и понять «куда двигаться». Но найдя свой оптимальный баланс «цена-ценность», необходимо помнить, что все изменения в системе – взаимосвязаны: если задача производителя создать, или хотя бы не упустить конкурентные преимущества в виде ценностей мебели, то задача маркетинга – донести информацию о качествах нового изделия до покупателя (дилера), а продавца – умело используя знания о них, создать стимул для покупки. Тогда станет очевидным, и то, что рост эффективности продаж – результат работы всех звеньев предприятия.
И. В. Сивкова,
аналитик Международного Мебельного Консалтингового Центра
Изменения в версии Просмотреть список изменений
Выпущена
Список изменений в этой версии не указан.
Жалоба